Почему закон о мирных собраниях не соответствует международному праву

Колонка правозащитника Романа Реймера


26/07/2020
11:36 4413 0


 

Древнегреческая мифология славится широким кругом занятных персонажей. Один из моих любимцев — царь Мидас, получивший «золотой дар», позволявший ему превращать в золото любой предмет, до которого он дотрагивался.

С другой стороны казахстанские руководители превращают любую хорошую идею в балаган, будь то начисление пособий в связи с режимом чрезвычайного положения и карантина, строительство LRT или принятие жизненно важных для развития гражданского общества законов.

Казахстанская власть это собирательный образ системы «Анти–Мидас», превращающая всё, к чему ни прикоснется, в совершенно иную субстанцию.

Феерический пример этого — разработка, утверждение, одобрение и подписание закона «О порядке организации и проведения мирных собраний».

Закон вступил в силу 6 июня 2020 года, страна вошла в новый этап правового регулирования процесса мирных собраний. К сожалению, правоприменительная практика осталась прежней, заявленной либерализации не предполагается:

  • Граждан привлекают к административной ответственности. С введением нового закона статья 488 «Нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний» КоАП была расширена с 3 до 12 пунктов, что существенно расширяет поле деятельности для силовых структур.
  • Отказывают в проведении мирных собраний, ссылаясь на то, что заявители указали неполные сведения о мирном собрании (к которым относится также маршрут движения и источник финансирования).

Короче говоря, обществу в очередной раз «втерли очки».

Всё же нельзя отказать в удовольствии ретроспективного рассмотрения процесса разработки, утверждения, одобрения и подписания закона.



КАК МЕНЯЛСЯ ЗАКОН О МИРНЫХ СОБРАНИЯХ

В 2019 году Президент потребовал разработать концептуально новый законопроект о мирных собраниях, который бы соответствовал международным стандартам, позитивным мировым практикам и отвечающим запросам XXI века.

Забавно, но факт: до 6 июня 2020 года действовал закон от 1995 года который помещался на четыре страницы А4, шрифт 14. Разработчики законопроекта, действуя в логике системы «Анти–Мидас» написали 21 страницу текста, а также внесли множество дополнений в другие нормативно правовые акты.

После появления проекта закона в публичном поле правозащитники, гражданские активисты, эксперты в области свободы собраний начали бить тревогу, отмечая, что нормы закона носят дискриминационный характер по целому ряду признаков, вводят непропорционально высокую административную ответственность за участие и организацию мирного собрания, устанавливают зачастую непреодолимые бюрократические барьеры в процессе заполнения и подачи уведомления. 

Проще говоря, закон не соответствует международным стандартам в области мирных собраний, а также добровольно взятых на себя наших страной обязательств.

Законопроект, как детище МИОР и каких-то непонятных экспертов, которых, кстати, с общественностью не знакомили вплоть начала процедуры рассмотрения в Парламенте, сопровождался бесконечными скандалами:

  • Использованная авторами законопроекта международная практика, в частности стран ЕС, утратила законную силу либо вообще не существовала. Об этом свидетельствует комментарий независимого эксперта И. Урумовой, по заказу Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности при поддержке Фонда Сорос Казахстан;
  • Диалог Министерства информации и общественного развития с гражданским обществом оказался фикцией;
  • Уведомительный порядок проведения мирных собраний на деле оказался тем же разрешительным порядком;
  • Специализированные места остаются казахстанской реальностью;
  • Заявление бывшего министра Абаева, привлеченных экспертов, отдельных депутатов Парламента о 100 % соответствии предлагаемого закона международным стандартам рассеялось как утренний туман, после обращения Специального Докладчика ООН по свободе мирных собраний и ассоциаций. Он разъяснил, что международные стандарты не имеют практически ничего общего казахстанским законом.

В сухом остатке мы имеем законопроект, который лишь вводит дополнительные ограничения, ужесточает ответственность и всячески демонстрирует обществу его место на этом празднике жизни.

Рассмотрение и одобрение жизненно важного с точки зрения соблюдения прав человека и построения демократического общества законопроекта в Парламенте проходило по большей части во время объявленного чрезвычайного положения, а подписание — во время продолжающихся карантинных мер.

Соответственно, ни на миллиметр не отходя от привычки включать систему «Анти–Мидас», в рабочую группу под прикрытием режима чрезвычайного положения и карантина не привлекались ведущие эксперты в области свободы мирных собраний, правозащитники, юристы, активисты, имеющие опыт взаимодействия с государством в сфере свободы мирных собраний.

Кроме того, игнорировались призывы приостановить рассмотрение закона в период режима чрезвычайного положения и карантина, а также направить законопроект на международную экспертизу в БДИПЧ ОБСЕ, Венецианскую комиссию, чтобы снять вопросы соответствия/несоответствия законопроекта международным стандартам.

 

ПОЧЕМУ БЫЛ ПРИНЯТ ЗАКОН

Помимо Специального Докладчика ООН по свободе мирных собраний и ассоциаций к высшему казахстанскому руководству обращались директор БДИПЧ ОБСЕ, члены фракции Европейского Парламента «Обновить Европу», ряд авторитетных международных правозащитных организаций, таких как Human Rights Watch, Amnesty International предложили свою консультативную помощь при работе, предостерегая от имплементации законопроекта в правовое поле страны как не соответствующего международным стандартам.

Несмотря на скандалы, режим чрезвычайного положения, конструктивную критику со стороны как казахстанского гражданского общества, так и международных организаций, закон был принят.

Удивительно, как наша власть умудряется видеть в любом проявлении противоположного мнения потенциального источника нестабильности.

Осадное мышление, конспирологические теории и «разруха в головах», к сожалению, являются самыми близкими спутниками наших руководителей. Искренняя вера в то, что мирные собрания могут устраивать лишь шпионы, экстремисты, революционеры и «бузотёры» проходит красной линией через весь текст закона.

На этом фоне замена брусчатки на асфальтное покрытие на площадке возле памятника Махатмы Ганди в Алматы выглядит логично. Брусчатка, по мнению властей, может стать орудием в руках неуправляемой толпы!

Животный страх властей перед любым проявлением инициативы и попытками реализации своего конституционного права со стороны граждан с одной, и желание закатать всё под асфальт с другой стороны, является яркой метафорой жизни в слышащем, но отнюдь не слушающем государстве. 

 

Роман Реймер, соучредитель Общественного Фонда «Еркіндік қанаты»

Поделиться

Нет комментариев.

26/07/2020 11:36
4413 0

Уведомление